Устройства ввода информации. Манипуляторы

Трекбол представляет собой "перевернутую" оптико-механическую мышь - в движение приводится не сам корпус устройства, а только его шар. Это позволяет существенно повысить точность управления курсором и, кроме того, экономить место, поэтому трекболы часто используют в ноутбуках.

Сенсорная панель (touchpad или trackpad) - это устройство ввода, применяемое в ноутбуках, служит для перемещения курсора в зависимости от движений пальца пользователя. Используется в качестве замены компьютерной мыши . Преимуществами сенсорных панелей являются:

    отсутствует необходимость в ровной поверхности, как для мыши ;

    расположение сенсорной панели, как правило, фиксировано относительно клавиатуры ;

    для перемещения курсора на весь экран достаточно лишь небольшого перемещения пальца;

    работа с ними не требует особого привыкания, как, например, в случае с трекболом.

Недостатком же сенсорных панелей является низкое разрешение, что затрудняет работу в графических редакторах и 3D-играх.

Джойстик является аналоговым координатным устройством ввода информации, выполняемым обычно в виде двух реостатных датчиков с питанием +5 В. Рукоятка джойстика связана с двумя переменными резисторами, изменяющими свое сопротивление при ее перемещении. Один резистор определяет перемещение по координате Х, другой - по Y. Джойстик обычно подключается к адаптеру игрового порта, расположенному на многофункциональной плате ввода-вывода (Multi I/O Card) или звуковой карте (в последнем случае разъем игрового порта совмещается с интерфейсом MIDI).

Световое перо работает с помощью небольшого оптического детектора, находящегося на его кончике. По ходу сканирования экрана электронным лучом инициируется импульс оптического детектора, когда пучок достигает точки экрана, над которой находится перо. Время возникновения этого импульса относительно сигналов горизонтальной и вертикальной синхронизации позволяет определить позицию светового пера. По своей сути световое перо является расширением видеосистемы. Разъем для подключения светового пера был обязательным для видеоадаптеров CGA, встречался время от времени у видеоадаптеров EGA, но практически исчез с распространением VGA.

2.4. Сканер

Сканером называется устройство, которое позволяет вводить в компьютер образы изображений, представленных в виде текста, рисунков, слайдов, фотографий или другой графической информации. Сканеры можно классифицировать по следующим критериям:

    По степени прозрачности вводимого оригинала изображения:

    непрозрачные оригиналы (фотографии, рисунки, страницы книг и журналов), при этом изображение снимается в отраженном свете;

    прозрачные оригиналы (слайды, негативы, пленки), при этом обрабатывается свет, прошедший через оригинал.

По кинематическому механизму сканера :

  • ручные сканеры - проблема ровного и равномерного перемещения сканирующей головки по соответствующему изображению (от чего зависит качество сканированного изображения) возлагается на пользователя;

    планшетные сканеры - сканирующая головка перемещается относительно бумаги с помощью шагового двигателя;

    рулонные сканеры - отдельные листы документов протягиваются через устройство так, что сканирующая головка остается на месте (неприменимы для сканирования книг и журналов);

    проекционные сканеры - вводимый документ кладется на поверхность сканирования изображением вверх, при этом блок сканирования также находится сверху, а перемещается только сканирующее устройство (возможно сканирование проекций трехмерных предметов).

По типу вводимого изображения:

  • черно-белые (штриховые или полутоновые);

Для связи с компьютером сканеры , как правило, используют один из универсальных периферийных интерфейсов: SCSI, IEEE 1284 или USB.

Для унифицирования прикладного программного интерфейса драйвера сканера (а также цифровых камер) в 1992 г. компаниями Aldus, Caere, Eastman Kodak, Hewlett Packard и Logitech была разработана спецификация TWAIN 6) .

Манипуляторные устройства ввода информации Презентацию выполнили Студентки группы 4 бу1 Ефименко Екатерина и Коробова Евгения

Устройства ввода информации - аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером.

Устройства ввода по способу ввода информации можно подразделить на два основных класса: С клавиатурным вводом, при котором осуществляется ручной ввод с клавиатуры С прямым вводом, при котором данные читаются непосредственно компьютерными устройствами. Устройства ввода Устройства с прямым вводом Манипуляторы Сенсорные Устройства с клавиатурным вводам Устройства сканирования Распознавание речи

Компьютерная мышь является средством ввода, она передает информацию компьютеру и программа выполняет действия, указанные мышкой.

Принцип работы компьютерной мыши Мышь - небольшая коробочка с кнопками. В ней - шарик, катающийся по поверхности стола. К шарику прижаты два взаимно перпендикулярных ролика, которые он вращает. Датчики поворота ролика передают сигналы в компьютер. «Хвост» из проводов, по которым идут сигналы, дал устройству имя «мышь» . Курсор мыши управляется перемещением мыши по столу. Управляющая информация вводится нажатием на кнопки мыши.

Механическая мышь В механических мышках внутри вращается шарик, с помощью которого сигнал передается компьютеру. Механическая мышь может работать практически на любой поверхности.

Минусы механической мыши для их работы требуется пространство (обычно места на рабочих столах всегда не хватает). механические части часто ломаются. мыши имеют тенденцию к собиранию грязи, что приводит к уменьшению надежности их функционирования, поэтому это устройство необходимо периодически чистить дешевизна и простота механических мышей сделала их самыми распространенными устройствами.

Оптическая мышь Оптические мыши содержат фотосенсор, который сканирует участок рабочей поверхности под мышью. В ее устройстве вместо крутящегося шарика используется луч света, сканирующий координатную сетку, нанесенную на специальную подложку.

Лазерная мышь Лазерные мыши используют для подсветки полупроводниковый лазер. К их преимуществам относится надежность и большое разрешение, с ними можно работать на стеклянных и зеркальных поверхностях.

Беспроводная мышь Беспроводные мыши выпускаются без сигнального провода. Также у них нет стационарного питания, они его получают от аккумуляторов или батарей.

Преимущества беспроводной мыши - можно использовать на достаточно большом расстоянии от источника связи - отсутствие проводов также вызывает облегчение при ее использовании. Недостатки беспроводной мыши - поглощение энергии

Функциональные клавиши F 1 Pause Print Screen Scroll Lock … F 12 функциональные клавиши, в различных программах могут выполнять разные функции. - приостановка выполняемого действия. - создание скриншота (изображения экрана) Esc - отказ от исполнения команды, выход из программы, из меню. - служит для переключения режима работы в некоторых программах.

Алфавитно-цифровые клавиши F A ! 1 , … - алфавитно-цифровые клавиши. - пробел. (служит для разделения слов) - клавиша ввода. ENTER используют для ввода команд; для выбора пунктов меню; для выражения согласия на выполнение действия; завершение абзаца При нажатии на клавишу Enter курсор перемещается на строчку вниз.

Клавиши управления курсором - клавиши перемещения курсора. Home Page Up Tab - перемещает курсор в начало строки - перемещает курсор на страницу вверх (на предыдущую страницу) End Page Down - перемещает курсор в конец строки - перемещает курсор на страницу вниз (на следующую страницу) - клавиша табуляции (перемещает на несколько позиций вдоль строки)

Цифровая клавиатура Цифровая (малая) клавиатура расположена с правого края. Как было сказано выше, цифровой режим этой клавиатуры переключает клавиша Num Lock.

Эргономичная клавиатура - это клавиатуры поделенные на две части, обычно изогнутые. Отличительные черты Natural Keyboard: 1. Развернутые в стороны вертикальные ряды клавиш, относящиеся к зоне каждой руки. Пользователь избавлен от необходимости напряженно держать кисти рук параллельно другу. 2 Профиль алфавитной части клавиатуры представляет выпуклую дугу. Пользователь избавлен от необходимости напряженно держать кисти рук параллельно плоскости стола. 3. Есть подставка для отдыха рук. Недостатком таких клавиатур является их громоздкость.

В дальнейшем появились «разломанные» клавиатуры, позволяющие регулировать угол разворота двух половинок. Каждая половина имеет свои ножки, так что можно еще регулировать наклон в различных направлениях. Такую клавиатуру невозможно положить на колени.

Мультимедийная клавиатура Мультимедийные клавиатуры содержат количество клавиш значительно больше, чем стандартные. С помощью дополнительных клавиш можно быстро открывать папку “Мой компьютер”, выключать компьютер или переводить его в режим ожидания, запускать калькулятор, медиа-проигрыватель, изменять громкость звука, процесс прослушивания музыки или просмотра фильма.

Игровая клавиатура имеет несколько десятков кнопок, расположенных в соответствии со спецификой игры. Преимущества игровой клавиатуры 1 Компактность 2 Эргономика 3 Поддержка одновременных нажатий

Дизайнерская клавиатура Дизайнерские (художественные) наклейки для клавиатуры – это уникальный продукт, которого практически не было раньше на Российском рынке и в СНГ. Они могут радикально изменять дизайн клавиатуры компьютера и ноутбука.

Беспроводная клавиатура соединяется с компьютером через bluetooth или специальный радиопорт. Приемник обычно вставляют в USB выход. Работает она за счет аккумуляторов, которые нужно заряжать. Минус - пока аккумулятор заряжается клавиатура не работает

Лазерная клавиатура Виртуальная лазерная клавиатура - это проекция клавиш на подручную поверхность, и считывающее устройство, следящее за вашими пальцами. В последнее время такие устройства и проекты завоевывают все большую популярность: ведь благодаря им можно не таскать с собой обычную громоздкую клавиатуру

Джойстик - устройство ввода информации, выполненное в виде рукоятки управления. В основном джойстик используется для компьютерных игр. Джойстик подключается к компьютеру через специальный игровой порт.

Виды джойстиков Аналоговый посылает в игровой порт аналоговый сигнал - некий переменный электрический сигнал определенного напряжения и силы тока. Сигнал обрабатывается контроллером игрового порта и процессором, а дальше, уже в цифровом виде, используется программными интерфейсами Цифровой подают на компьютер уже цифровой сигнал, который был сгенерирован самим джойстиком Оптический В них вместо потенциометров используются оптические сенсоры, похожие на те, которые применяются в мышках

Трекбол - указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям.

TOUCH PAD Touch. Pad «сенсорная панель» - панель, обычно прямо-угольной формы, чувствительную к нажатию пальцев или ладони. Нажав пальцем на Touch. Pad « передвигая его по ее поверхности, пользователь может маневрировать курсором так же, как и при использовании мышки.

Характеристики тачпада не требуют ровной поверхности (в отличие от мыши); не требуют большого пространства (в отличие от мыши или графического планшета) расположение тачпада фиксировано относительно клавиатуры (в отличие от мыши); для перемещения курсора на весь экран достаточно лишь небольшого перемещения пальца (в отличие от мыши или крупного графического планшета); работа с ними не требует особого привыкания, как например, в случае с трекболом. с помощью одного тачпада (не прикасаясь к кнопкам) можно выполнять часть манипуляций левой кнопки мыши: короткое касание - щелчок двойное короткое касание - двойной щелчок незавершённое двойное касание с последующим перемещением - перемещение объекта или выделение отдельные участки тачпада (полоска справа и сверху/снизу) могут быть использованы для вертикальной и горизонтальной прокрутки.

Манипуляторные устройства ввода информации

Мало кто задумывается над тем, насколько универсально это уст­ройство - клавиатура: это одновременно и устройство ввода, и устрой­ство управления.

Со времен появления персонального компьютера вплоть до самого последнего времени внешний вид и структура клавиатуры оставались неизменными.

Однако в 1995 году, после выхода операционной системы Wmdows 95, привычные, 101-клавишные устройства были заменены клавиатурами со 104/105 клавишами. Три новые клавиши были добавлены специаль­но, чтобы реализовать некоторые возможности новой операционной си­стемы. Дурной пример заразителен - и с тех пор редкий производитель не решился дополнить свою клавиатуру парой десятков новых кнопок...

Традиционно все имеющиеся на компьютере клавиши делят на две группы:

Буквенно-цифровые , предназначенные для ввода информации. На­жатие каждой из этих клавиш посылает в компьютер команду вывести на экран букву или цифру. «Значение» этих клавиш является постоян­ным и не меняется - вне зависимости от запускаемых на вашем ком­пьютере программ. Буквенные клавиши могут работать как в режиме латинских, так и русских букв. Схема их расположения - «расклад­ка» - соответствует той, которая используется в традиционных пишу­щих машинках. Совершенно особой является группа цифровых кла­виш в правой части клавиатуры: она может работать и в буквенно-ци­фровом режиме, и как...

Функциональные клавиши , предназначенные для отдания компьюте­ру команды выполнить какую-либо операцию. В разных программах могут соответствовать совершенно различным операциям. Впрочем, среди функциональных клавиш есть такие, которые выполняют одина­ковые функции в любой программе. Для вашего удобства мы приводим что-то вроде краткого справочника таких клавиш для режима текстово­го редактора (в зависимости от используемой программы значения кла­виш могут меняться).

F1 - традиционная клавиша «Помощь». При ее нажатии на экран во время работы практически любой программы будет выведен краткий справочник по ее основным функциям.

Enter - ввод - нажатие этой клавиши дает указание «Выполнить» какую-либо из выбранных вами команд. В режиме набора текста - пе­реход на следующий абзац, аналогичный «переводу каретки» на пишу­щей машинке.

Esc - (от Escape - отменить) - прекратить выполнение операции.

Caps Lock - включить режим большой буквы. При нажатой клави­ше весь печатаемый вами тест будет набираться ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.

Shift - при работе в текстовом режиме нажатие этой клавиши одно­временно с буквенной выдаст вам большую, прописную букву.

Page Up - «пролистывание» изображения вверх.

Page Down - «пролистывание» изображения вниз.

Backspace - удаление последнего символа. В Проводнике Windows используется для перехода в папку более «высокого» уровня.

Del - клавиша удаления выделенного текста, файла и т. д.

Ins -команда, противоположная Delete. Клавиша вставки и создания.

Home - переход в начало/левый край строки/экрана.

End -переход в конец/правый край строки/экрана.

Tab - вставка табуляции (отступа до заранее заданной позиции). В Wmdows используется для переключения между элементами окна без помощи мышки).

PrintScreen - эта кнопка позволяет сделать «снимок» с экрана ком­пьютера, помещая его в «буфер обмена». В дальнейшем вы можете со­хранить его, с помощью любого графического редактора, в виде файла. Именно таким образом и было создано большинство иллюстраций для «программного» раздела этой книги.

Wmdows-клавиши. Большинство современных клавиатур снабжены тремя специальными кнопками, предназначенными для работы в опе­рационной системе Wmdows 95/98/ME, расположенными в нижней части клавиатуры, рядом с кнопками Ctrl и Alt. Кнопки с изображени­ем логотипа Wmdows - летящего окна - служат для быстрого вызова меню «Пуск», третья же клавиша отвечает за вызов «контекстного ме­ню», дублируя правую клавишу мышки.

Дополнительные клавиши . Если первые два десятка лет практически не повлияли на номенклатуру клавиш, то за последние три года созда­тели клавиатур словно спохватились. На некоторых новых моделях клавиатур можно найти до двух десятков(!) новых функцио­нальных клавиш!

Эти «новые» клавиши можно условно разделить на три группы:

1. Клавиши управления питанием [включение/выключение ПК (Power), перевода компьютера в «спящий» режим (Sleep) и выхо­да из него (Wake)].

2. Клавиши для управления программами Интернет (открыть брау­зер, запустить программу электронной почты и так далее).

3. Мультимедиа-клавиши (запуск воспроизведения компакт-диска, клавиши перехода между песнями, управление громкостью).

В качестве доказательства «крутизны» обладателя такие клавиатуры просто незаменимы. В работе же, как показывает практика, лишние кла­виши могут только запутать пользователя, но никак не облегчить его жизнь.

Еще ряд изменений был связан с эргономическими показателями, то есть с необходимостью соответствия новых клавиатур современным требованиям медицины. Было замечено, что при каждодневной интен­сивной работе со старыми плоскими клавиатурами у «операторов ЭВМ» начинало развиваться профессиональное заболевание кистей рук. Поэтому сейчас на рынке появилось множество новых, «эргоно­мичных» клавиатур самых причудливых форм: как бы «разломанных» надвое, изогнутых, снабженных подставками для кистей и так далее.

Впрочем, вам не стоит выбрасывать на помойку старую клавиатуру и спешно выкладывать деньги за новую: вряд ли вы «стучите по клави­шам» по восемь часов каждодневно. А вот автор этой книги уже начал подумывать о приобретении этого хитрого устройства...

Наконец, последнее нововведение. Все более популярными стано­вятся клавиатуры на ИК-лучах, не требующие шнура для подключения к системному блоку. Передача сигналов с такой клавиатуры осуществляется по принципу, аналогичному «дистанционному управлению». Удобно, конечно. Но и стоит такая клавиатура пока что немало.

Самое главное изменение, однако, не коснулось ни устройства, ни формы клавиатуры - изменилась ее роль в персональном компью­тере. Сегодня круг обязанностей клавиатуры едва ли не целиком и пол­ностью ограничивается вводом текста и цифр. А все функции по управ­лению, отданию команд с приходом «графического интерфейса» ус­пешно выполняет мышь.

Тем, кто привык работать на обычной, плоской клавиатуре, на пер­вых порах будет значительно труднее воспринимать новые эргономич­ные клавиатуры. Но, честное слово, работать на них значительно при­ятнее. Вот если бы вдобавок ко всему они имели еще и «эргономич­ную» цену. Увы, пока что такие клавиатуры в два-три раза дороже обычных - их стоимость составляет до 100 долларов.

Если вы не собираетесь активно работать с текстовыми редакторами, то вас вполне устроит самая обычная клавиатура - лучше всего, конеч­но, таких серьезных производителей, как Microsoft, Cherry или BTC.

Довольно популярны сегодня клавиатуры со встроенным манипу­лятором - трекболом, заменяющим мышь. Однако работать с обычной мышью, как правило, куда удобнее. Кроме того, такие «усовершенст­вованные» клавиатуры стоят несколько дороже обычных.

И последнее. Клавиатуры, как и мыши, могут выпускаться, как ми­нимум, с двумя разными разъемами - круглым разъемом PS/2 и плос­ким, предназначенным для подключения к шине USB. Поскольку к скорости передачи данных клавиатура абсолютно нетребовательна, ее, как и мышь, лучше подключать к разъему PS/2, освободив дефи­цитный USB для более скоростных устройств.

Графический планшет (дигитайзер)

Художники и прочие люди, привыкшие что-то постоянно чертить и рисовать, облюбовали ПК в качестве рабочего инструмента уже дав­но. Чуть позже, чем бухгалтеры и журналисты, но раньше, чем музы­канты. Все-таки цвет пришел в компьютер раньше, чем звук.

И в который раз приходится повторять уже опостылевшую шаблон­ную фразу о «фантастических возможностях компьютера в сфере как сугубо индивидуального, так и коллективного художественного про- цесса»... Впрочем, все желающие смогут перелистнуть полкниги и пря­миком отправиться в раздел, посвя­щенный программам - графическим редакторам. Там о возможностях компьютерной графики сказано вполне достаточно.

Мы же здесь поговорим о «желе­зе» - о том аппаратном средстве, ко­торое ежедневно и ежечасно исполь­зует в работе уважающий себя ком­пьютерный художник. Это - графи­ческий планшет или дигитайзер.

Как известно, в большинстве компьютерных программ «виртуальной кистью» служит курсор мышки. Не слишком удобное орудие - повышен­ной чувствительностью мышь не отличается, точную и плавную линию ею не проведешь. Да и держать ее не так привычно, как обычный карандаш.

Первоначально планировалось специально для художников разрабо­тать «компьютерный карандаш» - вид мышки в форме пера. Потом со­образили, что куда проще, чтобы сигнал передавался в компьютер не с мышиного шарика, а с той поверхности, на которой вы рисуете. Со спе­циального планшета, оборудованного чувствительной поверхностью, ко­торая реагирует на испускаемые пером сигналы и передает точные коор­динаты «точки соприкосновения» в компьютер. Тесный контакт пера с рабочей поверхностью планшета при этом не обязателен - между ними может находиться лист бумаги. Именно это качество графического план­шета делает возможным не только создание новых иллюстраций, но и пе­ренос в компьютер старых рисунков - их надо просто положить на план­шет под специальную пленку и обвести контуры рисунка пером.

Короче говоря, под «шкурой» графического планшета скрываются сра­зу два умных устройства - сам планшет и «перо». Поскольку «перо» ком­пьютерное тоже не простое - обычной ручкой на графическом планшете не порисуешь. «Перо» при контакте с планшетом испускает специальные сигналы, говорящие ему о том, каким цветом нужно нарисовать в компью­тере тот или иной элемент, какой толщины должен быть штрих и пр.

Несмотря на то, что оба эти устройства продаются в едином ком­плекте, стоит поговорить о параметрах каждого отдельно.

Графический планшет. Как и у сканера, важных параметров здесь два - размер рабочей поверхности и разрешающая способность.

Размер планшета может колебаться от A4 до размера большого газетного листа. При этом у графических планшетов существует несколько более тонкая градация размеров, чем у тех же сканеров. Поэтому прежде всего стоит обратить внимание не просто на формат, но и на точный размер рабочей площа­ди планшета. Обычно он указывается в дюймах (один дюйм - пример­но 2,5 см) - например, 6x8 дюймов (15x21 см). Это тот размер, с которого стоит начинать при выборе графического планшета. Разрешающая способность. Поскольку при работе с графи­ческим планшетом вам придется иметь дело не столько с точечным изо­бражением, сколько с отдельными линиями, то и разрешающая способ­ность планшета будет выражаться не в точках, а в линиях на дюйм (lpi).

Для домашних художеств и для простой работы по пе­реносу в компьютер рисунков вам с лихвой хватит разрешающей спо­собности любого планшета (если только это не детская игрушка). Не­обходимая величина для среднего пользователя - в районе 100 lpi, ну а современные планшеты поддерживают до 2540 lpi.

Перо. Его самые важные качества - легкость и возможности управления. Понятно, что чем лепш «компьютерное перо», тем легче с ним работать. Вот почему фактор веса для нас, поклонников эргономичности, весьма важен.

Самые легкие - перья, не содержащие внутри себя дополнительных элементов питания (проще говоря, батареек). Такие перья практически не отличаются «на ощупь» от обычной ручки. На ряде старых моделей графических планшетов встречаются перья с аккумуляторами и бата­рейками - это куда менее выгодный выбор. Кстати, технология, при­меняемая в «безбатареечных» перьях, создана и запатентована круп­нейшим производителем графических планшетов - Wacom. И именно такими «перышками» комплектуется вся их продукция.

Помимо легкости, каждое перо должно быть снабжено и еще кое-чем. Например, специальными кнопочками (обычно их три), с помо­щью которых регулируются параметры рисуемой линии.

Чувствительность пера к нажатию. Степень этой чувствительности у разных производителей и на разных моделях планшетов различна - от 128 до 1024 уровней нажатия. Стан­дартная же величина - 256 уровней, и этого более чем достаточно - ре­ально вы вряд ли будете использовать больше трех-четырех десятков ви­дов нажатия...

К устройствам ввода информации относятся:

· клавиатура – устройства для ручного ввода числовой, текстовой и управляющей информации в ПК;

· графические планшеты (дигитайзеры) – устройства для ручного ввода графической информации, изображений путем перемещения по планшету специального указателя (пера);

· сканеры;

· джойстик, мышь, трекбол, световое перо – устройства целеуказания (графические манипуляторы);

· сенсорные экраны – для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с экрана дисплея в ПК.

Клавиатура

Клавиатура (Keyboard) является основным устройством ввода информации в компьютер. Клавиатура преобразует механическое нажатие клавиши в так называемый скэн-код, который передается в контроллер клавиатуры на материнской плате. Контроллер в свою очередь инициализирует аппаратное прерывание, которое обслуживается специальной программой, входящей в состав ROM-BIOS. При поступлении скэн-кода от клавиш сдвига (<А1t>/<Сtrl>)или переключателя (, ) изменение статуса клавиатуры записывается в оперативную память.

Все клавиши можно разбить на следующие группы:

Буквенно-цифровые клавиши, предназначенные для ввода текстов и чисел;

Клавиши управления курсором; эта группа клавиш может быть использована также для ввода числовых данных, просмотра и редактирования текста на экране;

Специальные управляющие клавиши: переключение регистров, прерывание работы программы, вывод содержимого экрана на печать, перезагрузка ПК и т. д.;

Функциональные клавиши, широко используемые в сервисных программах в качестве управляющих клавиш.

Клавиши управления курсором расположены в правой части панели клавиатуры. Для удобства работы они продублированы и состоят из трех групп:



Малая цифровая клавиатура;

Клавиши просмотра текста на экране и его редактирования;

Клавиши управления курсором.

Клавиши малой цифровой клавиатуры могут быть использованы в двух

В режиме управления курсором;

В режиме ввода цифр, знаков математических операций и точки.

Из «экзотических» клавиатур следует отметить:

· беспроводную клавиатуру, позволяющую свободно перемещаться по комнате;

· гибкую клавиатуру, изготовленную из специальной ткани с внедренными в нее проводничками: при нажатии пальцем изменяется электрическая проводимость сетки этих проводничков. Клавиатура бесшумна, надежна (успешно сопротивляется различным механическим и химическим воздействиям); очень тонкая, может быть свернута в виде цилиндра;

· клавиатуры с идентификацией пользователя по «отпечаткам пальцев» и силе нажатия; биометрические клавиатуры имеют либо встроенный сканер отпечатков пальцев, либо внешний дактилоскопический сенсор, избавляющие пользователей от необходимости ввода пароля при включении компьютера и при доступе к конфиденциальной информации;

· многофункциональные клавиатуры с элементами телекоммуникационных систем;

· виртуальные проекционные клавиатуры, весьма перспективные для портативных компьютеров (например, для КПК): миниатюрный блок устанавливается на столе, проецирует перед собой полноразмерный рисунок клавиатуры, а затем распознает. каких отображенных на столе клавиш касается пальцами пользователь.

Сканер

Сканер – это устройство ввода цветного и черно-белого изображения с бумаги, пленки и т.п. Сканер последовательно преобразует оптический сигнал, получаемый при сканировании изображения световым лучом, в электрический, а затем в цифровой код.. Размеры сканируемых изображений зависят от размера сканера и могут достигать размеров большого чертежного листа (А0). Специальная слайд-приставка позволяет сканировать слайды и негативные пленки.

Типы сканеров:

Ручные сканеры конструктивно самые простые - они состоят из линейки светодиодов и источника света, помещенных в единый корпус. Перемещение по изображению такого сканера выполняется вручную.

С их помощью за один проход вводится лишь небольшое количество строчек изображения (полоса захвата обычно не превышает 105 мм). Эти сканеры имеют малые габариты и низкую стоимость. Скорость сканирования составляет 5-50 мм/с (зависит от разрешающей способности).

Например, сканеры Mustek: GS – 400L - черно-белый полутоновый, СG-8400T - цветной.

Планшетные сканеры - самые распространенные; в них сканирующая головка (линейка светодиодов) перемещается относительно оригинала автоматически: они позволяют обрабатывать и листовые, и сброшюрованные (книги) документы.

Листовые сканеры (их также называют страничными, протяжными) наиболее автоматизированы; в них оригинал автоматически перемещается относительно неподвижной сканирующей головки, часто имеется автоматическая подача документов, но сканируемые документы только листовые.

Достоинствами листовых сканеров являются низкая стоимость и более высокое, по сравнению с ручными сканерами, качество получаемого изображения. К недостаткам относятся проблемы выравнивания листов и сложности работы с нестандартными листами.

Барабанные сканеры чаще всего содержат один датчик, в качестве которого выступает фотоэлектронный умножитель (ФЭУ). Сканируемый оригинал закрепляется на поверхности прозрачного цилиндра, который вращается с большой скоростью. Датчик последовательно, пиксел за пикселом считывает оригинал.

Достоинством барабанного сканера является самое высокое качество получаемого изображения, основным недостатком - высокая стоимость.

Проекционные сканеры внешне напоминают фотоувеличитель, но внизу лежит сканируемый документ, а наверху находится сканирующая головка. Сканер оптически снимает информацию с документа и вводит ее в виде файла в память компьютера.

Слайд-сканеры конструктивно бывают разные: планшетные, барабанные, проекционные и т. д. Прозрачный оригинал представляет собой плёнку с линейным размером стороны прямоугольника от 35 до 300 мм. По характеристикам слайд-сканеры самые качественные.

Манипуляторы

Речь идет о графических манипуляторах, в качестве которых используются: трекболы, трекпойнты, трекпады, джойстики, световые перья и карандаши, но чаще всего используются мыши.

Трекпоинт - устройство управления курсором в виде кнопки, отражающей на экране направление давления пальца на эту кнопку. Обычно трекпоинт размещается в центре клавиатуры.

Мышь представляет собой электронно-механическое или электронное устройство, с помощью которого осуществляется дистанционное управление курсором на экране монитора.

Мыши бывают двухкнопочные, трехкнопочные и многокнопочные.

В настоящее время выпускаются мыши с интерфейсами СОМ, PS/2, USB, Bluetooth и IrDA.

Дигитайзеры

ДИГИТА́ЙЗЕР (англ. Digitizer) (графический планшет), кодирующее устройство, позволяющее вводить в компьютер двумерное, в том числе и многоцветное, изображение в виде растрового образа. Дигитайзеры применяют в основном художники, работающие в области компьютерной графики. Кроме того, с помощью дигитайзеров вводят данные в системах трехмерного моделирования и автоматизированного проектирования (САПР, или CAD/CAM - Computer-Aided Design/Modeling).
В состав графического планшета входит специальный указатель (перо) с датчиком. Собственный контроллер посылает импульсы по расположенной под поверхностью планшета сетке проводников. Получив два таких сигнала, контроллер преобразует их в координаты, передаваемые в компьютер. Планшеты, предназначенные для рисования, обладают чувствительностью к силе нажатия пера, преобразуя эти данные в толщину или оттенок линии.
Для подключения дигитайзера обычно используется последовательный порт компьютера. Дигитайзер обычно использует разрешение порядка 2400 dpi и характеризуется высокой чувствительностью к уровням нажатия пера (256 уровней).
Аналогичным образом работают системы для рукописного ввода информации, только рукописные буквы преобразуются в числовой вид при помощи специальной программы распознавания. Устройства перьевого ввода информации используются в сверхминиатюрных компьютерах, в которых нет полноценной клавиатуры.

Мышь

Клавиатура

Устройства ввода информации

Таймер

Источник питания

Контроллеры

Для работы компьютера необходим обмен информацией между оперативной памятью и внешними устройствами. Такой обмен называется «вводом-выводом».

Для каждого внешнего устройства в компьютере имеется электронная схема, которая им управляет. Эта схема называется контроллером, или адаптером (от английского «controller» -«контролёр», «управляющий»). Существует контроллер дисковода, контроллер монитора, контроллер принтера и др. Некоторые контроллеры могут управлять сразу несколькими устройствами.

Одним из контроллеров, которые присутствуют почти в каждом компьютере, является контроллер портов ввода-вывода. Эти порты бывают следующих типов:

· параллельные (обозначаемые LPT1-LPT4), к ним обычно подключают принтеры;

· последовательные (COM1-COM3), через которые обычно подсоединяют мышь, модем и др.;

· usb – порт (цифровые устройства, электронное устройство - флэш – память и др.)

Это внутримашинные электронные часы. Таймер подключается к автономному источнику питания – аккумулятору и при отключении машины от сети продолжает работать.

2.3 Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики

Клавиатура является основным устройством ввода информации в персональный компьютер. В настоящее время существует большое количество видов клавиатур, отличающихся в основном эргономическими качествами. В клавиатуру встраиваются дополнительные устройства, такие как микрофон, акустическая система, тачпад и др. Клавиатура может оснащаться дополнительными клавишами, например Старт, для использования на компьютерах с операционной системой Windows. Несмотря на эти новшества, основное назначение клавиатуры - ввод символьной информации. Клавиатура содержит 101 и более клавиш (у мобильных компьютеров количество клавиш существенно меньше).

Мышь - манипулятор, созданный для удобства ввода информации в компьютер. Мышь не заменяет клавиатуру. Мышь получила распространение на компьютеpax, на которых используются графические программные оболочки. Мышь имеет две или три кнопки. Двухкнопочная мыть может иметь специальное колесико (скроллинг) между клавишами для быстрого просмотра многостраничной информации. Такое же назначение имеет качающаяся средняя кнопка. Механические мыши используют шарик, передающий перемещение мыши на специальные датчики. Более точного позиционирования позволяет достичь оптическая мышь. Мышь может быть подключена к компьютеру через последовательный СОМ-порт, порт PS/2, порт USB. Последний вариант предпочтительней. Используются и беспроводные мыши, работающие в инфракрасном диапазоне или на радиочастотах.

Джойстик (joystick) - рычажный манипулятор для ввода координатной информации.

Трекбол (trackball) - перевернутая мышь с увеличенным шариком, который необходимо вращать пальцем.

Трекпойнт (trackpoint) - маленький джойстик, который размещается обычно в центре клавиатуры. Управляется нажатием пальца.

Тачпад (tonchpad) - площадка, чувствительная к нажатию пальца.

Публикации по теме