Все жанры русских народных песен. Презентация на тему "виды русских народных песен"

Вокальная музыка. Русская народная песня.

1.Жанры русской народной песни

Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос­ сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевид­ным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, зак лички сопровождают маленького человека повсюду - дома и в школе, в развлече­ниях и в учебе. Вырастает малыш, и новые песни помо­ гают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Пес­ни-плачи, песни-причитания провожают человека в послед­ ний путь...

Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­ римые особенности: харак­ терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, - по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую,

хо­ роводную от лирической, протяжной.

Жанры русских народных песен:

календарные, лирические, игровые,шуточные,

хороводные, колыбельные, трудовые,

обрядовые, протяжные, исторические,

величальные, солдатские, частушки.

2. Задание 1

Послушай русские народные песни.

Ответь на вопросы:

1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

2.Что объединяет эти песни?

3.В чём особенность каждой песни?

По желанию спой русскую народную песню.

3. Песня - душа народа.

Песня - душа народа. В ней отражаются особенности
на­ родного характера, речи, удивительная природная
музы­ кальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы.
Песня - хранительница истории, народ­ных традиций и обрядов. Нельзя однозначно сказать, что важнее в че­ ловеке - ум или сердце, а в песне - слова или ме­ лодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует та­ кое выражение - «складывать песню».

Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

Как кому на свете

Дышится, живется -

Такова и песня

У него поется...

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета -

То и отразится

В песне у поэта -

так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.

Мелодия песни «Ах ты, степь широкая...» нетороп лива и величава.

Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя

Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи - излюбленная тема народного песен ного искусства, выражающая через образ природы ха рактер и силу русского народа.
В народной песне, как ни в какой другой, неразрывно слиты слова и мелодия. Неоднократно повторяясь с различными словами, песенный напев звучит каждый раз с иными выразительными оттенками, обретает новое образное содержание.

4. Задание 2.

Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

К.Петров -Водкин "Полдень"



Обрати внимание на большой панорамный пейзаж в картине К.Петрова -Водкина "Полдень" - это обобщённый образ народной жизни на просторах России. Глаз охватывает бескрайние пространства благодаря сферической, или наклонной, перспективе. Мы видим шарообразность Земли, "планетарность" этого грандиозного пейзажа. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всём традиционном укладе крестьянской жизни.

Александр Блок писал: "Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)". Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

Б.Кустодиев "Голубой домик".


Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь...

Ответь на вопрос:

1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

В.Поленов Монастырь над рекой


Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народ ных песен. Одно из таких стихотворений - «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор - И. Козлов.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
«Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок му­зыкантам своим поэтическим образом, своей изна­ чальной музыкальностью. Облик деревянной Руси с ее церквами, колокольным звоном дорог и близок рус­ ской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеж­ дах.
5. Задание 3
Всмотрись и вслушайся в картину И. Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик Ро­ дины и звон сельского колокола. Может быть, ты по­ чувствуешь душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.


Ответь на вопросы:

1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?

2. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая...» и

«Ве­ черний звон»? В чём оно проявляется?

4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская народная песня Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. 900igr.net

ТИПОЛОГИЯ Русские народные песни подразделяют на:

русские былины; северная эпическая традиция; сибирские былины; южнорусские и среднерусские былины; исторические песни; Русский песенный эпос

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в « Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам». Былины

В.Васнецов «Три богатыря» В.Васнецов «Три богатыря»

БАЛЛАДЫ Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.Баллада состоит из 2 частей "Сумчатые баллады" и..... небылицы и скоморошины; песни в сказках.

Баллада «Cerveri de Girona»

Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»

Календарные обрядовые песни поздравительные зимние; святочные; масленичные; весенние; семицкие; летние; жатвенные. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

Коляда́ (также Каляда, Коледа, Постная кутья, чеш. Štědrý den , польск. Święto Godowe) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.

Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.

А.П.Васнецов.Скоморохи

Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы масленицу дожидали, Дожидали, люли, дожидали. Сыром горушки укладали, Укладали, люли, укладали. Сверхом маслицем поливали. Ах ты масленица, будь катлива, Будь катлива, люли, будь катлива…

К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930

Семейные обрядовые песни обряды рождения и пестования; плачи и причитания; свадебные обряды; колыбельная песня.

Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака. Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным. « Повесть временных лет » выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славянских племён, которые условно можно назвать «патриархальными» и «матриархальными».

Ру́сский сва́дебный обря́д является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Структура обряда Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство Смотрины Рукобитие Вытие Девичник / Мальчишник Выкуп После этого следует таинство венчания Гуляние Свадебный пир

Н.К.Пимонено. Сваты. 1882

М.Шибанов.Празднество свадебного договора. 1777

А.И.Корзухин. «Девичник», (1889)

Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню. 1801

Одним из важнейших славянских праздников была ночь на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные гуляния - песни и пляски. Из купальских обрядов следует отметить разжигание и прыжки через костры, купание в реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в эту ночь собирали лечебные и магические растения . Согласно реконструкциям, у славян существовали праздники, посвящённые и божествам как таковым. В частности, мог существовать Перунов день и день, посвящённый Велесу - Волосу, которые впоследствии были заменены соответственно Ильиным днём и Власьевым днём или Николиным днём (зимним и вешним). Однако прямых данных об этих языческих праздниках в нашем распоряжении нет, поэтому их даты и содержание остаются лишь реконструкциями.

Г. Семиградский «Ночь на Ивана Купала»

Погребальные обряды и культ предков Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд. «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр , кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.

Три́зна - часть языческого погребального обряда у восточных славян (а именно - у радимичей, вятичей, северян, кривичей [ источник не указан 95 дней ]), практиковалась до 11 века [ источник не указан 95 дней ] , состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного [ источник не указан 95 дней ] . Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сжиганием покойника [ источник не указан 95 дней ] . Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок» [ источник не указан 95 дней ] .

В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.

Существует также общая для всех восточных славян обрядовая еда на поминках - это кутья, блины и кисель. Почти все восточнославянские праздники связаны с культом умерших предков, которых вспоминали в рубежные моменты года - на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Целью всех этих действий было задабривание умерших предков, которые могли благословить семью, а могли и причинять зло - пугать, являться во сне, мучать и даже убивать тех, кто не удовлетворил их потребностей.

А. Е.Архипов. «Радоница»

Причита́ния - жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

Колыбельная песня Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях / детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора- оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

А.Бугро. Колыбельная Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок, И утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Там пташки поют Тебе спать не дают.

Традиционные лирические песни. Трудовые песни. Отходнические песни бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие.

Удалые песни Разбо́йничьи пе́сни - находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых - Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

каторги и ссылки; тюремные (блатная песня). Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк ) - песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру . Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием « русский шансон » (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания. Песни литературного происхождения. Казачий воинский репертуар. Жанровые песни, связанные с хореографией

Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. . Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны - начало лета, но может быть и осенью.

А.Рябушкин. Хоровод (1902)

Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Часту́шка


Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

Русские народные песни.

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого сам народ.

Народные песни передаются из поколения в поколение.


Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских.

А народные песни?...

Такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький


Жанры русских народных песен: 1 .Лирические (о природе, любви, женской доле). 2.Исторические (связаны с историей России). 3.Трудовые (помогали в труде, описывают определённые действия). 4.Плясовые, хороводные. 5.Колыбельные. 6.Обрядовые (связаны с праздниками на Руси). 7.Солдатские (лирические и шуточные). 8.Частушки.


Слушаем:

Р.н.п. «Ой,люли»





Р.н.п. Калинка-малинка

ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ЛИРИЧЕСКИЙ

ТРУДОВОЙ

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ

ВОЕННЫЙ

ОБРЯДОВЫЙ

КОЛЫБЕЛЬНЫЙ

ПЛЯСОВОЙ

ЧАСТУШКИ

Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских. А народные песни?...

такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни.

^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство.

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля все никак не поймет,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

БЫЛИНЫ

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской.

^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского.

В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения.

^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.

^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,

Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле.

Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.

Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.

Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града.

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.

По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей.

^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.

Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.

^ ТРУДОВОЙ ЖАНР

Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.

Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.

Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».

^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР

В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.

^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии.

За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали».

^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.

«Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.

^ ВОЕННЫЙ ЖАНР

Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно.

^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР

С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой.

В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей.

^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.

^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

ЧАСТУШКИ

Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

М. ГЛИНКА

П. ЧАЙКОВСКИЙ

М. МУСОРГСКИЙ

А. БОРОДИН

Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

С. РАХМАНИНОВ

Р. ЩЕДРИН

С. ПРОКОФЬЕВ

Д. ШОСТАКОВИЧ

И. ДУНАЕВСКИЙ

А. ХАЧАТУРЯН

Д. КАБАЛЕВСКИЙ

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ:

Л. БЕТХОВЕН

Ж. БИЗЕ

Э. ГРИГ

Дж. ГЕРШВИН

З. КОДАЙ

В. МОЦАРТ

Ф. ШОПЕН

Ф. ШУБЕРТ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

ДИНАМИКА

ЗВУКОВЕДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово «melоdia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

^ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;
p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

^ Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

^ Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

СОЛДАТСКАЯ

Публикации по теме